Фигурное катание: мастер-класс
Каскадерские секреты
по "управлению скольжением" на зимней дороге.
Случалось ли вам водить машину зимой? Тогда вы наверняка попадали в ледяные
ловушки, когда машину крутит, заносит и лишает всякого руководства с вашей
стороны, да? Нет? Ну и слава Богу!
Между тем, на зимней дороге произойти такое может с каждым - вот тут-то и
пригодятся некоторые каскадерские секреты. Это особые хитрые способы управления,
которыми в совершенстве владеют многие люди - каскадеры, автогонщики,
испытатели, детективы, особые агенты, умные оперативники и др. Способы не столь
сложны, как кажется на первый взгляд, но требуют некоторой тренировки. Короче,
мы полагаем, что вы справитесь…
Начнем с переднего привода, как наиболее распространенного.

"Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод" - так рассуждают многие
автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и
уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной
курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько
большее чувство уверенности, чем "задний привод". Передние колеса "тянут",
задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно
нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а
если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая
передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.
Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как
бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает
неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем "вдарит" по
тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. "Не бросайте
газ!" - советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой
машине послушность - много. Разберемся…

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное,
что может вернуть их "к жизни" - занос задней оси. Каковой можно вызвать
разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.
На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние
колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка "поддернуть"
ручник, либо нежно наступить на педаль. "Газ" в этот момент ослаблять нельзя, а
лучше даже усилить.
Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от
заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту
сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас
раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее
можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося
заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше
газуйте потихоньку, "вытягивая" машину из скольжения в прямолинейное движение по
дороге.
При высоких скоростях все меняется.
"Переднеприводник" очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней
оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно
отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это
судорожное действие - а тут еще совет "бывалого": "не бросай газ, если машину
понесло". А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только
ненадолго! Кратковременный сброс газа "переставит" машину на дороге, и останется
только "подбавить" обороты и "вытянуть" авто в поворот.

Но для "чайника" это сложно. Судите сами - машину несет на приличной скорости, а
вместо "спасительной" педали тормоза надо жать на "газ". Поэтому еще раз
"проговорим" правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос
задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону
начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в
ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем
случае не туда, куда "несет" автомобиль!
Если все-таки машину "закрутило", то следуйте примеру опытных автогонщиков -
тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить
вращающийся автомобиль, а главное - не заглохнет двигатель, что поспособствует
вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.
Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля
даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С
педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и
точно также отпускать. И если не хотите "фигурного катания" - никаких резких
движений рулем! Но если оно все-таки началось - то, наоборот, действуйте
решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая
реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не
дожидаясь реакции автомобиля - иначе машина попадет в ритмический занос с
увеличивающейся амплитудой.
Ну вот, осталось только потренироваться. На площадке, разумеется. Провоцируйте
снос, переводите его в занос и прочее. Если вам удастся вернуть автомобиль на
желаемую траекторию - можете считать себя суперагентом, или, в крайнем случае,
умным опером…
Михаил Горбачев
|